В Израиле праздников так много, что один заканчивается, а другой уже начинается. И они не на один день, а тянутся, включая выходные и каникулы, так что скучать точно не приходится.
Каждый из этих праздников имеет свою уникальную историю, традиции и особенности. Скоро наступает один из самых значимых – Песах (חג פסח).
Песах для иудеев – это не просто праздник, это целое событие. Слово «песах» в переводе с иврита означает «пройти мимо», также слово трактуют как «исход» в контексте отбытия евреев из Египта и как «уста изрекающие» — здесь имеется в виду передача из поколения в поколение истории праздника.
Эта история берет свое начало в далеком XIII веке до нашей эры (или до Рождества Христова), описанная в Торе, где рассказывается о 400-летнем рабстве народа Израилева у фараонов.
Кратко о главном: фараон (скорее всего, Рамзес II или его сын Мернептах) не желал отпускать евреев, потому что, ну кто откажется от 600 тысяч бесплатных рабочих рук? В ответ Бог решил показать свою мощь и послал на Египет десять казней. Тогда пророк Моисей, призванный Богом освободить евреев от рабства, предупредил фараона о «десяти казнях», которые постигнут Египет, если людей не отпустят на свободу.
И «казни», то есть различные природные катаклизмы и бедствия, действительно начались.
Вода в Ниле превратилась в кровь (скорее всего, считает современная наука, это было обильное цветение красных водорослей, обусловленное сильной жарой), затем появились полчища жаб, затем Египет страдал от вшей, падежа скота, египтян и их животных покрыли язвы и нарывы, случились разрушительная буря с молнией, градом и огнем, нашествие саранчи и мрак, который на три дня окутал землю.
Но фараон был очень упрямый, и только когда ситуация стала невыносимой, фараон сдался. Случилось это на 10-ой казни, когда ангел смерти спустился с небес и умертвил всех первенцев египтян, но обошел стороной дома евреев, двери которых были помечены кровью жертвенного ягненка, и первенцы там остались живы.
Народ египетский был настолько перепуган, что дал бывшим рабам в дорогу золота и серебра. Люди так торопились, что испекли в дорогу лепешки из теста, которое не успело подойти, — в память об этом на Песах евреи едят пресные лепешки, мацу. И вот, после этого начался Великий Исход – путь к свободе, который дал начало празднику Песах, символизирующему избавление и свободу, но не без доли горечи. После ухода из Египта евреев ждали 40 лет скитаний по пустыне, но это уже совсем другая история.
Традиции на Песах
Начнем с того, что Песах – это не просто древний праздник, это первый праздник, который евреи начали отмечать, отмечая самый важный поворот в своей истории – освобождение из египетского рабства примерно 3300 лет назад. Эти семь дней празднования символизируют много больше, чем просто отдых, они напоминают о моменте, когда евреи стали народом.
Есть такая особенность у израильских праздников – они начинаются с заката. В день праздника до обеда все как обычно работают, но потом города будто замирают: закрываются магазины, люди собираются в семейном кругу. И Песах здесь не исключение – традиция собираться вечером продолжается.
И знаете, Песах не так просто назвать одним словом, у него целых четыре имени, отражающие его многогранность:
Песах, что отмечает само освобождение,
Хаг а-Херут – праздник свободы,
Хаг а-Мацот, напоминающий о маце как пище в годы рабства,
и Хаг а-Авив, праздник весны, символизирующий начало новой жизни.
Когда отмечают Песах в 2024 году
По еврейскому календарю Песах начинается 15 числа весеннего месяца Нисан, то есть в конце марта или в апреле по григорианскому календарю. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, он соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднуется Песах в течение семи дней в Израиле и восьми дней — за пределами страны.
В 2024 году праздничные дни выпадают на период с вечера 22 апреля (понедельник) до ночи 30 апреля (вторник).
Какому событию посвящен седьмой день Песаха
Седьмой день Песаха посвящен одному из самых захватывающих моментов в истории евреев.
После того как евреев отпустили из Египта, фараон передумал и отправил за ними погоню. На седьмой день пути евреи пришли к Красному морю и случилось новое чудо.
Вот что говорит Тора: на 21-й день месяца Нисан, стоя перед Красным морем и видя, как египетская армия несется за ними, евреи оказались в крайне сложном положении. С одной стороны, море, с другой – непроходимые горы, а позади надвигается вражеская армия. И тут происходит невероятное: море расступается, и евреи идут по сухому дну.
За ними, не теряя ни минуты, бросаются египтяне, но как только последний из евреев ступает на берег, море сомкнулось, поглотив преследователей. Это чудо, описанное в книге Шмот, вдохновило на создание "Песни Моря" – благодарственного гимна, воспевающего победу и защиту Божью, который евреи исполняют с благоговением, стоя, чтобы почтить память о том дне.
Что запрещено делать в Песах
Во время Песаха, есть свои строгие правила, которых придерживаются все, кто отмечает этот праздник.
В первый и последний день праздника нужно забыть о работе – эти дни предназначены для отдыха и семейных собраний.
А вот что касается еды, так тут правила еще строже: в доме не должно быть хамеца, то есть всего, что содержит зерновые, подвергшиеся брожению.
Это значит, что макароны, хлеб, печенье и пиво под строгим запретом. Единственная мучная пища, которая разрешена – это маца, бездрожжевые лепешки из муки и воды, которые по вкусу напоминают хлебцы, но готовятся совсем по-другому и символизируют скорость освобождения евреев из Египта, когда на тесто не было времени подняться.
Подготовка к празднику
Подготовка к Песаху начинается заранее, во-первых в каждом доме проводят генеральную уборку. Но не просто выметают пыль и моют полы – нет, здесь все гораздо серьезнее. Нужно избавиться от любой пищи, которую нельзя есть во время Песаха, то есть от хамеца.
Хамец – это всё, что связано с брожением, включая пиво, виски, хлеб и другие продукты на основе дрожжей. Все это не просто запрещено есть – его даже нельзя держать дома. Так что весь хамец либо выбрасывают, либо сжигают. И посуду, которая использовалась для хамеца, тоже нужно либо спрятать, либо заменить на новую, чтобы все было по правилам.
Когда дом уже чист, наступает время для самого важного ритуала Песаха – седера.
Эта семейная трапеза проходит в первый вечер праздника и имеет глубокие корни, уходящие в средние века. Во время седера рассказывают о выходе из Египта, и чтение Пасхальной Агады – это обязательная его часть. В Агаде подробно описаны все шаги празднования и значение каждого ритуала.
В центре всего – тарелка седера, или "кеара", на которой находятся шесть символических продуктов и маца. Каждый элемент на этой тарелке имеет свое глубокое значение, напоминая о различных аспектах исхода евреев из Египта.
Главные продукты на праздничном столе
Список блюд на Песах включает: 3 пластины мацы в центре стола, крутое яйцо, куриное крыло, марор (горькую траву), зелень (макают в подсоленную воду), харосет (смесь натертых яблок, орехов, вина). Также прячут в салфетку кусочек мацы (афикоман), чтобы дети его нашли и получили подарок. На этом седер заканчивается.
Что такое маца?
Маца или опресноки – это пресные хлебные лепешки, которые сделаны только из муки и воды и на приготовление которых ушло не более 18 минут. Маца является неотъемлемой частью истории праздника. Еврейский народ покидал Египет в спешке, поэтому их тесто не успело закваситься и подняться.
Во время седера каждый элемент на столе играет свою роль в рассказе об Исходе, позволяя участникам не только вспомнить историю, но и прочувствовать связь с прошлым, через вкусы и символы, передаваемые из поколения в поколение.
- Зроа: Это не просто голень ягненка -это символ самого пасхального агнца. Вспоминается момент, когда кровь жертвенного агнца стала знаком для Бога, чтобы пройти мимо домов израильтян, избегая ужасной казни. Зроа – это напоминание о защитной руке Бога. Этот элемент на тарелке не предназначен для еды – он носит слишком важное символическое значение.
- Бейца: Вареное яйцо не только напоминает о праздничной жертве, трауре по разрушенному Иерусалимскому Храму, но и о круговороте жизни (рождение-жизнь-смерть). Яйца отваривают, охлаждают и иногда, не очищая, кладут на газовую конфорку, чтобы на скорлупе появились небольшие пятнышки. Окунув яйцо в соленую воду, вспоминают слезы рабства и переход через море к свободе.
- Карпас: Свежая зелень или ботва корнеплодов, погруженная в соленую воду, символизирует надежду и обновление. Это напоминание о том, что даже в самые трудные времена есть место надежде на лучшее.
- Марор: От слова "мар", в переводе с иврита — "горький". Горькие травы, такие как кресс-салат или эндивий, напоминают о горечи рабства в Египте. Этот элемент седера служит живым напоминанием о том, через что пришлось пройти народу Израиля.
- Хазерет: На иврите это слово означает "хрен". Обычно представляющий собой хрен, хазерет усиливает вкусовое восприятие марора, делая напоминание о рабстве еще более ощутимым.
- Харосет: Эта сладкая смесь символизирует строительный раствор, использовавшийся рабами при возведении египетских пирамид. Харосет — буквально "глина", поэтому ценится, если цвет смеси близок к натуральному цвету глины. Цвет и консистенция харосета напоминают о тяжелом труде и одновременно служат напоминанием о надежде, которую всегда несет в себе Песах.
Во время седера выпивают четыре бокала вина или виноградного сока. Это символизирует четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига Египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…"
Пятый бокал наполняют и оставляют для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного".
В этот вечер евреи вспоминают свое прошлое, отмечая праздник не только как воспоминание о физическом освобождении, но и как возможность духовного возрождения и единения.
Седер заканчивается надеждой: "В будущем году – в Иерусалиме!", подчеркивая мечту о возвращении и восстановлении. Это время, когда каждый участник через истории и традиции может переосмыслить собственную жизнь и связь с историей своего народа.
Глубина седера заключается не только в следовании ритуалам, но и в возможности для каждого участника найти личный смысл в этих древних обрядах. Через историю Исхода каждый приглашается переосмыслить свои жизненные испытания и пути к своей собственной свободе, делая седер не просто воспоминанием об историческом событии, но и мостом к глубоким личным переживаниям и размышлениям.
Почему Пасха и Песах похожи по названию?
Сходство между Пасхой и Песахом в названиях не случайно. История связывает эти два праздника через фигуру Иисуса Христа, который был евреем и следовал иудейским традициям. Он прибыл в Иерусалим именно для того, чтобы вместе с учениками отметить Песах. Известная Тайная вечеря, на которой, как предполагается, было вино и маца, произошла в четверг перед Пасхой. Следующий день, в который обычно начинается празднование Песаха, стал временем критического поворота в христианской истории: кровь Иисуса, пролитая в этот день, по христианским верованиям, очистила грехи человечества, аналогично жертвенному ягненку в иудаизме. Таким образом, христианская Пасха глубоко укоренена в иудейском Песахе, отражая общую тему освобождения и возрождения.