Автор: Дан Нисенбаум
 

Вот и пришли к нам очередные осенние праздники. Совсем скоро мы будем праздновать праздник суккот, и многие балконы и дворы превратятся в шалаши, в которых и принято отмечать этот древний праздник, один из важнейших уже во времена существования Храма в Иерусалиме.


И я хотел затронуть тему этого важного для евреев события. Дело в том, что в позапрошлом году мне довелось не совсем обычным образом его отметить.
В дни праздника Суккот, солнечным прохладным утром, когда летняя жара уже ослабевает, я отправился погостить в один из кварталов города Холона. А особенность этого квартала в том, что там живут представители немногочисленного, но древнего народа — самаритяне. И они очень гостеприимны.

 

Кто такие самаритяне?

 
Но кто же они, эти самаритяне? Так вот, как известно из истории, после смерти царя Соломона древнее израильское царство распалось на северное и южное. Северное царство носило имя Израиль, а южное — Иудея. Именно из того Иудейского царства и вышли наши еврейские предки. Северное же царство – Израиль и населявшие его десять колен были либо убиты, либо рассеяны по миру захватившими их Ассирийцами.
Скорее всего, часть населения древнего Израиля все же осталась на своем месте. И сегодняшние самаритяне гордо заявляют, что они и есть потомки тех, кто остался от десяти колен Израиля, и они все эти века жили здесь, на Земле Обетованной, сохраняя древние традиции.

 

Жизнь самаритян в Холоне и на горе Гризим

 
Сегодня самаритян осталось совсем немного, чуть больше восьмисот во всем мире. Половина из них живет на священной для них горе Гризим возле Шхема, а вторая половина основалась в центре Холона. Здесь этот район ,буквально пару улиц, занимают в основном роскошные частные дома, многие из них у входа украшены самаритянскими мезузами — надписями с отрывками из Торы на древнееврейском языке. Именно на нем впервые была изначально написана священная книга.
 
Вообще они свято верят в Тору, но самаритяне не признают трактований на тему, например, Талмуд. И по их традиции священным местом является не Иерусалим, а гора Гризим возле Шхема, где когда то был выстроен Храм.
Самаритяне до основания государства Израиль жили в основном в Шхеме. Затем их частично переселили на гору Гризим, а части из них выделили земли в Холоне. Но сегодня у тех четырехсот холонских самаритян, как правило, два дома — в Холоне и возле Шхема, куда они ездят на праздники.


 
Обычно самаритянами не становятся, а рождаются, но тесные родственные связи из поколения в поколение, как известно, ведут к естественным проблемам. Именно поэтому здесь не стоит удивляться, если вы услышите русский язык, ибо самаритяне с радостью берут себе жен из русскоязычных стран, но при условии, что те принимают их веру и традиции.
 
Все самаритяне — граждане Израиля, прекрасно говорят на иврите, проходят обязательную службу в армии и любезно принимают у себя гостей, чтобы поделиться своей богатой историей и традициями за чашкой кофе. Именно такой возможностью я и воспользовался, чтобы всё услышать и увидеть своими глазами.

 

Традиции и обычаи самаритян

 
Особенно интересно бывать здесь на праздники — на Суккот, когда дома украшаются фруктовыми узорами. Или же на самой горе Гризим в Песах, когда устраивают ритуальное зажаривание ягненка, что само по себе уже является выдающимся зрелищем.
В праздник Суккот они, как и евреи, в своих домах строят шалаши, как и предписано в Торе. Но у самаритян существует традиция, по которой потолок шалаша должен быть украшен цитрусовыми плодами, хотя со временем стали использовать и другие фрукты, созревающие в это время года. Узор — обычно в виде квадрата или круга, иногда выкладывают рисунки в виде священных символов, например меноры. Некоторые считают, что красивая мозаика из фруктов символизирует врата в рай.

 

Особенности празднования Суккота у самаритян

 
В праздник Суккот вся семья собирается в шалаше, старшее поколение обычно облачается в национальные белые одежды. Надо отметить, что, в отличие от еврейских раввинов, которые молятся в черном в память о разрушении Храма, самаритяне всегда молятся в белых одеждах, считая молитву особой радостью.
 
Праздничные шалаши украшаются гирляндами, на стены вывешивают отрывки из Торы, и всякий желающий может зайти в гости, выпить чая со сладостями, если двери дома приоткрыты. А самаритяне более чем дружелюбны и гостеприимны, так что открытые двери здесь всегда найдутся
 
В этом году уже вряд ли получится, а в следующем я обязательно устрою экскурсию к представителям этого древнего народа, живущими с нами по соседству, и они будут рады принять вас в своих украшенных к суккоту домах.

 

 

Автор: Дан Нисенбаум
лицензированный гид по Израилю

 

Проголосуйте за статью:
Оценка статьи: 5 (1 голос)
Голос учтен!